Муниципальное образование МР "Юхновский район"

Очарованный театром

После затянувшегося антракта распахнулся занавес театральной гостиной районного дома культуры. Это по-настоящему долгожданное событие. А повод был. И далеко не районного масштаба. 7 ноября исполнилось 180 лет со дня рождения драматурга Николая Яковлевича Соловьёва.
Очарованный театром.

В нашем районе он прожил 12 лет, два из них – в Юхнове. И далеко не самых лучших. Вдалеке от театров, издательств, той среды, к которой он всегда тянулся. Без которой жизнь считал бессмысленной, безрадостной. 
А мы подарили ему эту радость. 
Театр, как известно, начинается с вешалки. Вот и у нас гостей встречали в фойе дамы в нарядах, в которых когда-то щеголяли героини пьес Соловьёва. Здесь же, в окружении театральных афиш и снимков города той поры, висел портрет Николая Яковлевича. 
Соловьёв, еще учась в Калужской гимназии, бредил театром. Всё, что происходило в его жизни, неожиданным образом распределялось по ролям, в голове возникали образы, сюжеты... 
Вот и в театральной гостиной, когда раздвинулся занавес, мы сразу оказались в одной из самых любимых пьес драматурга «Дикарка». Написана она в соавторстве с А.Н. Островским. А прообразом главного героя, помещика Ашметьева, был публицист и философ К.Н. Леонтьев. Именно эти два человека ввели Соловьёва в театральный мир. Константин Николаевич познакомил его с Островским (а потом и с будущей женой). А тот взялся опекать робкого, скромного до застенчивости, талантливого начинающего драматурга. Оценил его «социальную зоркость», умение выстраивать сюжет, делать узнаваемыми героев. Вот только художественной отделки пьесам не хватало. Огранкой их и занимался поводырь и меценат (до своей кончины поддерживал Соловьёва материально) Островский. 
Но вернемся на нашу сцену. Отрывок из пьесы «Дикарка» представили артисты Рылякского (Елена Захаркина и Наталья Балакирева), Климовского (Ольга Васюкова и Галина Сазонова) и Погореловского (Наталья Меньшова и Надежда Самушева) домов культуры. На поклон их выводил Павел Антипов. 
Соловьёв, когда бывал в театрах на премьерах своих пьес, особенно любил эти моменты. Аплодисменты воспринимал как награду. Обычно в тот же вечер принимался за новую работу. А сюжетов за свою пусть и короткую (всего 53 года), но полную судьбоносных встреч и впечатлений жизнь накопил немало. О них поведала зрителям директор военно-исторического музея «Юхнов – город воинской доблести» Инна Рыжкова. Рассказала про учебу, а потом и работу воспитателем в Калужской гимназии, где Соловьёв играл в драматическом кружке. Не пропускал ни одной премьеры в театре (был, как бы сейчас сказали, его фанатом), знал всех артистов, драматургов, критиков. Тогда же окончательно решил посвятить свою жизнь театру. Но понимал, что не хватает образования. Поступил в Московский университет вольнослушателем (на большее не было денег). Зато получил возможность исполнить мечту – бывать в Малом театре. Восхищался игрой актеров, а потом и сам попробовал писать пьесы. Его робкие попытки пристроить их были тщетными. А тут еще на беду влюбился в высокомерную красавицу-землячку. Образ ее позже возникнет в пьесах «Медовый месяц» и «Светит, да не греет». У Соловьёва, что называется, всякое лыко было в строку. Из-за неразделенного чувства и сомнений в своем призвании мечтатель и страдалец бросил университет, окончил учительские курсы и решил, как многие тогда, идти в народ и учить его грамоте. Так и оказался в Мосальске. Преподавал в гимназии и (не мог от этого отделаться) старательно изучал типы дворян, мещан, чиновников. И в голову приходили всё новые сюжеты для будущих пьес. Сделал еще одну безрезультатную попытку отдать их в театр, разочарованный подался в Николо-Угрешский монастырь. 
Но всё, что ни делается, всегда к лучшему. Там и встретил земляка Леонтьева. А потом была академия Островского. Сначала на даче в Щелокове, а потом 10 лет переписки (191 письмо!). И четыре написанных в соавторстве пьесы, которые до сих пор не сходят со сцены. Одну мы уже назвали – это «Дикарка». 
А еще был «Счастливый день». Эту пьесу драматург написал под впечатлением встречи со своим учителем. Отрывок из нее показали Наталья Маргазова и Алексей Казаков (Чемодановский дом культуры).
Отдали дань и великому Островскому. В апреле этого года исполнилось 200 лет со дня его рождения. Но его смело можно назвать нашим современником. Настолько актуальны абсолютно все его (54) произведения. Монолог Липочки из пьесы «Свои люди – сочтемся» прозвучал в исполнении Анастасии Матвеевой  (Порослицкий СДК) и Анастасии Егоровой (Барановский СДК).
В 2002 году на юхновской сцене была премьера спектакля «Светит, да не греет» в постановке режиссера Ирины Фитисовой. Фрагмент этой пьесы показали и артисты Беляевского (Елена Тимошина и Елена Пузыревская) и Щелкановского (Антон Автореев и Алина Антипова) СДК.
И еще одна любимая артистами пьеса Соловьёва – «Женитьба Белугина». Она шла и в Малом театре, и Александринском в Санкт-Петербурге, и в Калужском. Ставили ее и в Юхнове. Очередная премьера совсем скоро, в декабре. Но сценку из неё артисты народного театра РДК (Антонина Миронова, Татьяна Сомова и Павел Сидоров) показали. Так что живем в ожидании. 
Был повод вспомнить наши театральные корни. Еще отец будущего артиста Михаила Яншина играл здесь в театре. Любил бывать на спектаклях и земский врач Богданович, которого знал Соловьёв и в благодарность за лечение подарил ему сборник своих пьес. А в Юхнов драматург переехал из родового поместья жены (деревня Крутое). Надо было дать образование детям в здешней гимназии. Часто ходил в Казанский храм, чтобы послушать церковное пение. Непременно заглядывал в летний театр. Общался с заключенными в тюремной Ильинской церкви. Но после смерти Островского так и не смог найти в душе покой. Не спасла и семья, которая осиротела в 1898 году… Некрологи были напечатаны в «Московских ведомостях», журнале «Нива». Знаменитая актриса Мария Савина организовала спектакль, сборы от которого пошли на похороны драматурга. 
Знал бы он, какое начнется триумфальное шествие его пьес. Пусть только четырех! И как громко будет отпраздновано его 180-летие в Калуге и здесь, в Юхнове. 
Юбилей – всегда момент памяти и гордости. Вот и вспомнили режиссеров, работавших в народном театре (Евгению Новикову, Михаила Бабича, Сергея Фишера, Ирину Фитисову), артистов Петра Минакова, Екатерину Скугарову, Валентину Кондратьеву, Людмилу Андрееву, Антонину Петрову, Татьяну Роткину, Ирину Точилкину, Эдуарда Шилина, Ирину и Юрия Лойко, Любовь Селиверстову, Александра Щеголева… Увидели на экране фотографии сцен из их спектаклей. 
А еще был повод порадоваться: сколько талантливых артистов на селе. Какие замечательные работы они привезли на фестиваль драматических коллективов! Это отметила перед вручением им дипломов и заведующая отделом культуры района Екатерина Кутыркина. 
Волнующую атмосферу театральной гостиной создали исполнители инструментальной пьесы Аренского Анна Суханова и Елена Бельченкова и «Лунной сонаты» Бетховена Денис Щербаков. 
А подарила нам этот праздник Татьяна Тагаева. За что огромное ей спасибо. Это она выстроила программу так, что от первого до последнего ее мгновения мы ощущали волшебную силу театра. Сама, как обычно бывает, осталась за кадром, в данном случае за кулисами. А артистов и зрителей в театральной гостиной принимала Татьяна Кондратьева. Будем ждать новой встречи. Надеемся, что на этот раз антракт не затянется. 

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie