Сюжет, герои – Николая Яковлевича. Александр Николаевич, чутко улавливавший дух времени, предложил сделать Белугина фабрикантом. Тогда уже на смену купцам приходили деловые, активные люди. И концовка показалась мастеру несколько слащавой. Соловьёв доработал и ее. В результате пьеса была признана лучшим драматическим произведением 1876 года. Премьера состоялась 26 декабря 1877 года. А на следующий год ее играли уже на 72 сценах страны. Андрей Белугин стал примером для молодежи. Это был новый для той поры человек. Не то что прожигающие жизнь аристократы. Русский буржуа. Просветители тогда надеялись, что он будет лучше западных. Мало того, что не лыком шиты – золотом, новаторы во всём. Не в пример прожигающим жизнь дворянам.
Но вернемся на нашу сцену. Азбуку классики здесь осилили сполна. Обошлось без, как зачастую бывает, новаторства. Да и к чему оно, если сюжет всегда актуален и своевременен, если герои стоят перед выбором. А здесь именно так. Традиционное прочтение известной пьесы. Зато и премьера стала настоящим праздником (зал был полон) для зрителей.
Итак, занавес открывается. И сразу мы знакомимся с главными действующими лицами. За их противоборством будем пристально наблюдать до конца пьесы.
К Белугину (Павел Сидоров) заглядывает Агишин (Сергей Тельнов). Не просто чтобы откланяться перед отъездом, а поинтересоваться его мнением о Елене (Татьяна Сомова), с которой недавно его познакомил. А она, как выясняется чуть позже, без ума от… Агишина. И тот, правда, как-то уж очень по-своему, ее любит. Они оба одного круга, воспитания, привычек. Вот только средств, чтобы продолжить жить на широкую ногу, ни в чем себе не отказывая, нет. И тогда Агишин предложил Елене «поиграть» в невесту. Влюбив в себя Андрея Белугина, вытянуть из него как можно больше денег. А Андрей – жених завидный: от бабушки миллионы достались, у отца – фабрики.
А Елена – женщина потрясающе обворожительная, буквально осветила сцену своей магической красотой. Какие манеры, какая грация. Нет, просто диво, как хороша. В общем, пропал Белугин. Готов был на всё. И начался настоящий торг. В ход пошли и банковские билеты, и ожерелье с бриллиантами. Даже поначалу сопротивляющаяся маман Елены (Антонина Миронова) смиряется. Еще бы: ей предлагают не только деньги, но и остаться рядом с обожаемой дочерью. Они с ней так привыкли к роскоши, а теперь вынуждены еле сводить концы с концами. А тут такие перспективы…
И авантюрист Агишин потирает руки: уже представляет, как они с Еленой на деньги Андрея будут развлекаться за границей…
Андрей делает предложение Елене, и та, втайне всё же мечтая о счастье с Агишиным, соглашается.
Белугин же как человек честный не может не признаться девушке, с которой раньше был помолвлен, что полюбил другую. Для нее же это было неожиданным ударом. Быть преданной любимым человеком практически накануне свадьбы… Но как достойно, мудро повела себя Татьяна (Дарья Галкина) в этой ситуации.
Но даже после свадьбы Елена находит тысячи причин, чтобы не подпускать к себе мужа. Бережет себя для любимого. Пытается и невинность соблюсти, и капитал приобрести. Всё на что-то надеется. Белугин с его мягкостью, простодушием, плохими манерами ей не интересен. И только когда Агишин откровенно обвиняет Елену в том, что исполнить задуманное у нее не получилось, та прозревает. Начинает понимать, что, торгуясь, шла на сделку с совестью.
…А мы, зрители, до этого самого момента переживаем, постоянно сомневаясь, способен ли такой вот простоватый Белугин всё-таки влюбить в себя неприступную красавицу. А он смог. Но для этого надо было вовремя очнуться от любовного угара. Расправить плечи, стать самим собой. Энергичным, деловым, напористым. Елена наконец-то ощущает в нем силу, надежность. То, что ей в конце концов и надо было. И она уже готова ехать с мужем и его родителями на фабрику.
Самое время сказать о действующих лицах и исполнителях.
Потрясающе убедителен Павел Сидоров в роли Белугина. Всегда узнаваем, но неизменно другой. Остается самим собой в предлагаемых обстоятельствах. Перевоплощается внутренне. Прямодушный, открытый, совестливый. А под занавес оказывается, что еще и с характером, цельный, сильный.
Во всех смыслах хороша Татьяна Сомова. И кто поверит, что это ее дебют на сцене? И сразу в заглавной роли. И такой успех! Абсолютно точный рисунок и ритм образа. Сумела очаровать не только Андрея Белугина, но и зрителей. Браво!
Агишин – Сергей Тельнов – коварный, циничный манипулятор, жулик. Но осторожен и хитер, раскрывается не сразу. Вот и Елена долго была в заблуждении. А она (любовь, как известно, зла) и сама была рада обманываться… Тем более что и маман, которой она так доверяла, ее поддерживала.
Антонина Миронова и в этой роли, как всегда, безупречна. Просто блистательна. Ни одного лишнего слова, жеста, взгляда. Дворянка! В любой ситуации держит лицо. Каждое движение наполнено смыслом.
Белугины-старшие заслуживают отдельного слова. В роли маменьки прима народного театра Татьяна Демидкова. Совсем недавно она была (и всем запомнилась!) в роли шумной, разбитной свахи в «Женитьбе Бальзаминова». А тут тихая, казалось бы, покорная женушка фабриканта. Но взгляд живой, острый. Характерец-то ох как проглядывает. Такая и со строгим мужем, и со своенравной невесткой найдет общий язык. Знает толк в извечной бабьей извилистости.
Еще один дебютант на сцене народного театра – Владимир Якушечкин в роли отца Андрея. Введен в спектакль в самый разгар практически последних репетиций. И стал просто находкой для режиссера и всех артистов. Идеально вписался в образ, пьесу. Деловой, цельный, немногословный, чуждый суеты, аристократической спеси. Широк, свободен и полон достоинства каждый жест.
Трепетна, трогательна и сдержанна в роли девушки Андрея Дарья Галкина. От неё так и веет нежностью и чистотой.
И брат (Павел Удалов) ей под стать. Да, горяч, простоват, но какая сердечная искренность, достоверность чувств! Подвижный, беспокойный. Актер тонко передает душевное состояние своего героя.
Эдаким задиристым пастушком предстал в роли слуги Павел Антипов. В то время (а было уже начало рабочего движения) и лакеи поднимали головы. Вот и его Прохор с улыбкой, всегда себе на уме, но не без наглинки.
И здесь точное попадание актера, а главное – режиссера Татьяны Кондратьевой. Она умело задает задачу актерам, воодушевляя, поощряя их творчество. Режиссеру удалось найти краски для лепки образов. Передать время: костюмы, прически, аксессуары, музыка – всё до мелочей продумано, достоверно, талантливо…
А зрителям было не просто интересно. Мы по-новому взглянули на творчество Соловьёва. Убедились сами, что вовсе не случайно на него обратил внимание драматург, непревзойденный мастер Островский.
И за это «открытие» особый поклон режиссеру и актерам спектакля.
А заголовок про всех сразу. Не лыком шиты – золотом. Это и про провинциального драматурга Соловьёва, и про героев спектакля, и про наш народный театр.
- Главная
- Для жителей
- Новости и репортажи
- Не лыком шиты - золотом
Не лыком шиты - золотом
15 января 2024, 20:18
В конце декабря состоялась очередная и, как всегда, долгожданная премьера народного театра районного дома культуры. На этот раз нам представили пьесу «Женитьба Белугина».
Выбор режиссера понятен. Прошедший год был юбилейным для драматурга Соловьёва, которого мы считаем своим земляком (180 лет со дня рождения) и его учителя и наставника Островского (200 лет). Оба приложили руки к ее созданию.